Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими основными причинами.
Во-первых, на сегодняшний день, в связи с трансформацией политико-правового устройства мирового порядка и появлением новых глобальных вызовов, многие государства находятся под угрозой потери суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация как страна, занимающая 1/9 поверхности земной суши и являющаяся одним из влиятельных центров современного мира, не может оставаться в стороне от происходящих изменений и должна предпринимать соответствующие меры по обеспечению национальных интересов.
Во-вторых, Россия за всю свою многовековую историю не раз находилась на грани потери своей государственности, что заставляет задуматься о создании эффективных политико-правовых механизмов защиты суверенитета и территориальной целостности. Существенную роль в этом вопросе сыграла принятая в 1993 году Конституции РФ, которая предусмотрела определенные гарантии по обеспечению принципов суверенитета и территориальной целостности и заложила фундамент для иных правовых актов в этой области.
В-третьих, сформировавшаяся российская модель федеративных отношений сохраняет все еще немало вызовов для государственного суверенитета и целостности страны, большинство из которых связаны с наследием 1990-ых годов, необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между центральной властью и субъектами Федерации.
Для изучения и понимания природы понятий «суверенитет» «территориальная целостность» были использованы труды зарубежных классиков политико-правовой мысли Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, К. Шмитта. Особо стоит выделить работы Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» и Г. Еллинека «Общее учение о государстве». Отечественной литература представлена в диссертационном исследовании работами С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.Л. Бредихина, А.А. Кокшина, С.Н. Бабурина, И.Д. Левина, М.Н. Марченко и др.
Правовую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные документы, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Цель курсовой работы – рассмотреть современные взгляды и подходы к государственному суверенитету.
Задачи курсовой работы:
- отразить государственный суверенитет как один важнейших признаков государства;
- рассмотреть виды и особенности государственного суверенитета;
- раскрыть основные направления, способы осуществления государственного суверенитета РФ;
- проанализировать формы защиты государственного суверенитета.
Объект исследования – суверенитет государства.
Предмет исследования – практика реализации суверенитета России.
Методологическую основу исследования темы курсовой работы составляют: всеобщие, общенаучные, частно-научные, специальные, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность государственного суверенитета
1.1. Государственный суверенитет как один важнейших признаков государства
Если подходить к изучению проблемы суверенности современной России с позиций политической науки, то в первую очередь надо отталкиваться от специфики самой политики как главной и наиболее активной сферы общественных отношений. Важнейшей чертой политики всегда была ее инклюзивность, выражающаяся в стремлении субъектов властных отношений прямо или косвенно влиять на окружающую их среду, подчиняя ее своей воле.
Следовательно, той же инклюзивностью обладает политическая власть как центральная категория политики. Поэтому все, что связано с удержанием, захватом или сотрудничеством с политической властью не просто относится к сфере политических интересов, а работает на подчинение этим интересам всех сфер общественной жизни, лишая их права самостоятельно, т. е. независимо от сложившейся конъюнктуры решать стоящие перед ними социальные задачи. В свою очередь через социальные сферы в данный процесс борьбы по поводу политической власти вовлекаются все структурные подразделения государств и обществ, не зависимо от того, хотят они этого или нет. Данная деятельность по поводу власти, представляя собой процедурный характер политики, осуществляется на целом ряде уровней. Это местный, государственный, региональный, охватывающий ряд стран, и, наконец, глобальный, в рамках которого решаются планы мирового политического господства, угрожающего суверенитету всех стран.
В современных условиях, когда практика реализации политических интересов раскрыла властные устремления Запада, со всей очевидностью стало понятно, что экономическая элита Запада, захватившая там политическую власть, не только не собирается мирно сосуществовать с иными политическими системами, но, как выразился А.А. Зиновьев, продолжает рассматривать себя в качестве «мирового престола». Максимум, на что может теперь рассчитывать Россия, это «оказаться в сфере власти, влияния и колонизации Запада, причем на тех ролях, какие нам может позволить сам единственный и неповторимый Запад».
Теперь, чтобы лучше понять смысл того, насколько суверенна современная Россия, нам важно разобраться в том, что вкладывает политическая наука в само понятие «суверенитет», видя в нем в один из ключевых элементов всех имеющихся отношений по поводу власти. Прежде всего, данное понятие следует трактовать как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под суверенитетом подразумевается независимая от какого-либо внешнего давления деятельность той или иной политической системы и всех ее составных частей, представленных институциональной, нормативно-правовой, идеологической, коммуникативной и силовой подсистемами. Она находится над окружающей ее социо-культурной средой и управляет ею с помощью ресурсов власти согласно своему ценностно-целевому набору. Именно в этом смысле суверенитет и был введен в политический оборот как производное понятие от латинского слова «super», что у древних римлян соответствовало понятию «над».
Для современной России вопрос о государственном суверенитете носит не только теоретический характер. Под национальным суверенитетом понимается «неотъемлемое право нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость, развитие языка, культуры и т. д., т. е. право своей волей определять собственную судьбу». Согласно определению С.С. Сулакшина, государственный суверенитет — это «способность и возможность самостоятельного принятия государством решений в интересах Народа России и осуществления своих функций, установленных Конституцией России».
В условиях глобализации понятие суверенитета все более размывается, а США как «мировой лидер» открыто не признает суверенные права государств, чьи режимы их не устраивают. «Утверждение в системе международных экономических отношений институтов глобального управления приводит к тому, что многие государства испытывают растущее давление извне, способное ограничить возможности и легитимность данного государства, парализовать его в целом или отдельных сферах и направлениях деятельности, добиться смены правящего в нем режима и политико-экономического устройства».
Конституция РФ должна являться высшим выражением суверенитета народа России. С одной стороны, она признает приоритет международного права над национальными законами (это, прежде всего, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — согласно общепризнанным принципам и нормам международного права).
С другой стороны, закрепляет государственный суверенитет РФ (т. е. суверенитет России как Нации, соединенной с другими суверенными и равноправными Нациями в рамках ООН). Однако сейчас России нужна новая Конституция (которая, однако, может быть принята только в соответствии с действующим конституционным порядком).
Когда говорят о государственном суверенитете, подразумевают возможность государства самостоятельно и независимо от иных субъектов международного права определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Речь идет о суверенитете как о юридически должном — как общепризнанном принципе международно-правового миропорядка и одновременно как основополагающем принципе конституционно-правового строя России.